КЛАСС!ные гости
Ислам Ханипаев: «Через тернистый творческий путь я смог стать тем, кем являюсь»
Ислам Ханипаев. Литературный вечер
В этом году на финал Всероссийского литературного конкурса "Класс!" заглянули Татьяна Соловьёва, продюсер издательства "Альпина.Проза", и Ислам Ханипаев, автор нашумевшей повести "Типа я", за которую он год назад получил премию "Лицей". Ислам поделился с ребятами своим опытом публикации первой книги, а также ответил на вопросы юных литераторов. Что вдохновляет автора, какие чувства вызывает у него чужой хороший текст и кто первый читает его произведение - об этом и многом другом рассказал ребятам Ислам Ханипаев.
Перед вами в зале сегодня очень много начинающих писателей. Что вы могли бы им в этом деле посоветовать?

Ислам Ханипаев: Самое первое, что я понял относительно самого себя и чем могу поделиться со всеми вами: издателям, премиям и т.д. важно, чтобы вы могли дать им какой-то новый опыт, необычный, которого не было у интеллектуальной (условно) московской элиты. Я случился потому, что моя история была нужна здесь (как ни парадоксально, она оказалась не нужна в Дагестане).

Если коротко: давайте опыт, который не знаком редакторам! В рамках первого вашего текста сконцентрируйтесь на том, что умеете лучше всего, и покажите все, на что вы способны.

Я вложил в текст всю свою киношность, голливудщину, свои сильные стороны, всё, что я умею… Я давно заметил, что иногда читателям и редакторам не хватает истории, которая может конкретно правильно начаться, а потом правильно закончиться.
Ни для кого не секрет, что в книжном магазине книги незнакомых авторов мы выбираем по обложке. Есть ли какая-нибудь интересная история о том, как Вы выбирали обложку для книги?

Ислам Ханипаев: У меня в голове крутилась интересная мысль, хотелось визуализировать мой текст прямо внутри него, дать ему души. Я подумал, что можно было бы писать на полях страницы. Моя книга про внутренний мир ребёнка, и я хотел его отразить интересным образом, чтобы он появился в голове каждого читателя. Я хотел создать визуальную атмосферу. Издательство поддержало меня, но сказало что-то вроде: "Как идея прикольно, но давай поработаем, посмотрим, как оно будет."
Ислам Ханипаев и Татьяна Соловьева. Литературный вечер
Татьяна Соловьева: Наш замечательный арт-директор читает все книги, которые оформляет, и, когда он узнал, что Ислам хочет интегрировать в текст картинки, он сказал: "Картинки поданы как рисунки ребёнка, а текст напечатан, это не очень правильно. Получается, что картинки он рисовал, а текст потом писал ровным типографским почерком? Это не смотрится натурально. К каждой главе нужно сделать ксерокопии как будто дневника мальчика с картинками, зачеркнутыми словами и т.д.»
Что касается обложки, в ней самое главное - борьба внутри мальчика, два его борющихся начала: доброе, спокойное, улыбающееся и злое, сердитое, недовольное, собирающееся стать бандитом и отомстить своим обидчикам. И та иллюстрация, которая в итоге оказалась на обложке, вполне соответствует духу книги.
Ислам Ханипаев
У вас только что вышел роман "Холодные глаза", а послушать его можно, будет ли аудиокнига?

Ислам Ханипаев: Аудиокнига должна выйти до конца года. Касательно актёров озвучивания: ты слышишь пять разных голосов, которые по-разному взаимодействуют с твоим текстом, и это всегда очень интересно, потому что это пять разных видений твоего собственного произведения. Я, кстати, и сам зачитывал одну главу из своей книги на радио "Маяк".

Признаюсь, я – аудиал, и на одном из голосов мы с редакторами сошлись. Это суперклассный и интересный опыт, когда ты сам решаешь, кто озвучивает твою книгу.
Сложно ли было написать первое предложение романа? Что в этот момент вы преодолевали?

Ислам Ханипаев: Я, признаюсь, не умею писать каждый день по несколько часов. Мне всегда легче быстро и нон-стопом, за 3-4 недели буквально создать произведение. Я могу начать писать дома, в маршрутке, вообще где угодно. Я знаю, что у многих есть боязнь чистого листа, но мне почему-то всегда это легко, именно начинать. Я мыслю картинками, как киношники, у меня есть это особое операторское ощущение: мгновенно перед глазами всплывает сцена, и я могу начинать. Но я не могу начать, пока нет названия! Сажусь и начинаю думать: и как это все будет называться?

В чем главная авторская миссия? Куда ведёт автор читателя?

Ислам Ханипаев: Очень глубинный вопрос. По-разному работают люди, вот у меня лично есть гениальное умение и неумение – я не умею красиво описать свою мысль, не умею разговаривать метафорами. Я на интуитивном уровне как-то могу написать некоторые вещи, показав их, но не разжевав для читателя. Я показываю все события, но не пытаюсь объяснять вам за моих героев смысл происходящего, не выдаю на блюдечке все мои смыслы, которые я вложил. В произведении все построено так, чтобы читатель мог остановиться и задуматься, углубиться, что-то для себя понять. А после прочтения обдумать то, что он увидел. Я просто стараюсь рассказать историю, внутри которой запрятаны смыслы.
Ислам Ханипаев
Когда вы получили авторский экземпляр своей первой книги и остались с ним наедине, что вы делали?

Ислам Ханипаев: Я мечтал об этом долго… И, как оказалось, всё, что мне нужно было от книги – это взять её, постучать по ней и понюхать её. А сейчас хочется просто поставить на полку и лицезреть.

Когда повесть "Типа я" зачитывалась в рамках премии "Лицей", Татьяна сказала, что это произведение показалось ей эмоциональным выплеском. Прокомментируйте это.

Ислам Ханипаев: Да, пожалуй, это эмоциональный всплеск, но не совсем. Этот текст - прыжок в последний вагон. Я не могу сказать, когда конкретно отправил его на конкурс, я отчаялся было и хотел уже сам издать. Я снимал короткометражки о Дагестане, которые критиковали жизнь и в каком-то разрезе страну, и решил написать рассказ от лица ребёнка, то есть "Типа я" – история от лица ребёнка о республике. Мне в какой-то момент понадобился собирательный образ "Крутого Али", он создался, и потом я просто начал писать, ведь по сути всё уже было готово!
Для многих писателей существует первый читатель. Есть ли у вас такой, и в чем наибольшая ценность этого человека лично для вас?

Ислам Ханипаев: «Типа я» в первую очередь прочла моя жена (больше, кстати, она ничего моего не читала). У каждого произведения всегда есть большое количество первых читателей, и это опасно, потому что ты запросто можешь испортить книжку из-за взгляда первых читателей. С первым мнением надо быть осторожным, потому что ваш текст пока что сырой и уязвимый, и вы никогда не знаете, чем и как это закончится. Текст может абсолютно никому не понравиться, но затем через полгода он раз – и попадает в короткий список самой крутой премии страны, и такое развитие событий никогда и никак предугадать нельзя!

Если бы по вашей вселенной хотели написать книгу другие авторы, фанаты, вы бы согласились?

Ислам Ханипаев: Ну если в виде фанфиков – да, но признал бы я их каноном? Нет, потому что это уже была бы история про конвейер, про финансовый интерес издательства. Я считаю, что в твоем произведении ты автор, это твой текст, и как ты поставил точку, так и должна заканчиваться история.
Каждому творческому человеку нужна поддержка. Получали ли вы поддержку от родственников и друзей? Если нет, где её брали?

Ислам Ханипаев: Я никогда не получал поддержку в творческой части своей жизни. Отец говорил, что все очень здорово, но вот тебе ещё год поддержки, а потом как-то сам. Душевной любви материнской и ее поддержки было много, это было вот то самое… То чувство, когда мама хочет, чтобы ты реализовался, и прямо вот в том, в чем ты сам хочешь, чем ты горишь. Я всегда чувствовал, что родители хотят, чтобы я реализовал свой потенциал. Я – дагестанец, у меня есть такая, можно сказать, спортивная злость. Когда я вижу чей-то чужой крутой текст, я срочно хочу сделать намного лучше! Но, на самом деле, мои ожидания – мои проблемы, я мотивированно подхожу к премиальным гонкам. Мы с другими участвующими в таких штуках писателями сейчас горим друг за друга, но раньше всех этих гонок у меня была гонка с самим собой.

Есть ли у вас табу, как у писателя? О чем вы никогда бы не написали?

Ислам Ханипаев: Постельные дела – это единственная тема, которую я не трону в будущем. Даже если меня будут упрекать критики и обычные люди, даже если скажут, что это какая-то слабина писателя. Я считаю, что это слишком для меня как для дагестанца и мусульманина. Ты не можешь притронуться к такой теме, а потом вернуться в страну, где это воспринимается однозначно. То же касается, кстати, и мата (мат допускается в моей книге "Холодные глаза" только потому, что я сам четко ощущал и понимал, что без него обойтись будет неправильно).
Ислам Ханипаев
Хотели бы вы, чтобы экранизировали ваши книги? Кто это делал бы?

Ислам Ханипаев: Сам по своим текстам я снимать не готов. "Типа я" должны снять те же, кто снял фильм "Каникулы строгого режима", мне кажется, они отлично справились бы с атмосферой. А что касается книги "Холодные глаза"... Я хотел бы, чтобы ее снял Финчер. Он большой мастер детектива.
В "Типа я" вы обратились к теме детства, скажите, как вы думаете, почему в современной литературе она так остро звучит?

Ислам Ханипаев: Она на самом деле есть не только в современной литературе. Детство - очень яркий опыт в жизни каждого человека, в детстве всё очень ярко воспринимается не так, как сейчас! По-другому работает время – бесконечное лето, всё такое. Дети – наиболее близкие к границе между мирами существа, они находятся в пограничном сознании. Для них сказка и реальность существуют параллельно и неразрывно, и поэтому для меня это одна из вечных тем.

Когда вы садитесь писать текст, он авторский, и вы так или иначе списываете героя с кого-то. На середине "Типа я" я понял, что это в какой-то степени я – главный персонаж. Мы похожи в некоторых вещах.

Мне нелегко признаваться в том, что всё, что нужно было мне, когда я был в возрасте моего персонажа – это чтобы взрослый чувак поставил руку мне на плечо и сказал: "Не волнуйся, что ты не находишь себя, ты просто сейчас не в том окружении, которое тебя приняло бы, ты просто не там, чтобы твоё творчество оценили", чтобы сказали: "Не парься, всё будет нормально!"

Знаю, чувствую эмоции моего отца по поводу того, что я просто другой, не тот, кем хотят видеть... Порой не было поддержки и нужных слов в то время, но через тернистый творческий путь я смог стать тем, кем являюсь.

Подготовила Елизавета Емельянова

Фото: Евгений Зуев
Всероссийский литературный конкурс "Класс!". Литературный вечер